Русским
и немецким инженерам должно быть стыдно – самым современным танком в
мире является не Т-90 или Leopard, а изделие французских конструкторов.
Издали
Leclerc напоминает немецкий Leopard, что неудивительно – в 1978 году
Франция и Германия вели совместную разработку по программе
«Наполеон-1». Однако взгляды на развитие танкостроения довольно быстро
разошлись – современный «Леклерк» объединяет с «Леопардом» только одно
– стандартный снаряд NATO. Французские инженеры полностью нарушили все
устоявшиеся традиции. Веками танки имели несущий сварной или литой
корпус, основу же «Леклерка» составляет несущий коробчатый каркас, на
который навешивается модульная броня. Это позволяет легко заменять
поврежденные в бою броневые плиты или модернизировать танк, навешивая
более эффективную броневую защиту. Leclerc на 10 тонн легче немецкого
конкурента, но за счет сокращения экипажа до трех человек и уменьшения
размеров несет на 6 тонн больше брони. Устранение четвертого члена
экипажа потребовало введения автомата заряжания, который обеспечивает
темп стрельбы 15 выстрелов в минуту, против восьми у Т-90. Впервые
управление башенными приводами ведется не при помощи гидравлики, а
электромоторами, которые полностью разворачивают 19-тонную башню за 5
секунд.
Несмотря на то что в качестве основных боеприпасов
Leclerc использует стандартные 120-мм снаряды NATO, по
бронепробиваемости он сильно превосходит все современные танки: его
120-мм гладкоствольная пушка CN-120-26 на 1 метр длиннее стволов
Leopard и Abrams.
Но супертанком Leclerc делает не пушка, а
электроника. По сути, французский танк представляет собой мощный
бронированный компьютер на гусеницах, который по беспроводной сети
объединен с другими танками и командными пунктами. Все приборы
Leclerc’а соединены общей 32-битной шиной данных: блоки управления
огнем, бортовая метеостанция, приборы наблюдения и прицеливания,
тепловизоры, дальномеры и т.д. Мощный штабной процессор может в
динамическом режиме распределять цели по танкам, которые в свою очередь
с места могут за одну минуту поразить до 6 целей (другие танки – не
более трех). Стоимость электроники Leclerc’а составляет около 60%
стоимости танка, которая приблизительно равна $9 млн.
F-22 Raptor
F22
стал первым в мире самолетом пятого поколения, соединив в себе три
компонента: радиолокационную незаметность, сверхзвуковую крейсерскую
скорость и сверхманевренность.
Raptor создан с применением
технологии «стелc», основанной на преобладании плоских наклонных
поверхностей с острыми кромками, и в этом смысле он является развитием
F-117. Дальнейший прогресс в этой области позволил ввести в конструкцию
«Рэптора» и некоторые криволинейные поверхности. Основное вооружение
F-22 состоит из шести ракет «воздух–воздух» средней дальности AIM-120С
(AMRAAM) – по три в каждом из двух центральных отсеков на
пневмо-гидравлических катапультных установках. В двух боковых отсеках
содержится по одной ракете ближнего боя А1М-9Х. Двигатели
Pratt&Whitney F119 позволяют поддерживать сверхзвуковую скорость в
течение всего полета над вражеской территорией. По продолжительности
такого полета он в 3–6 раз превосходит любой истребитель четвертого
поколения. Самолет оснащен мощным суперкомпьютером разработки
GM-Hughes. Raptor не является мифической невидимкой, однако все его
качества в сумме уменьшают дальность обнаружения F-22 до такого
расстояния, когда традиционные средства ПВО уже не смогут выполнить
перехват быстролетящей цели. А уменьшенная эффективная поверхность
рассеивания F-22, особенно в передней полусфере, гарантирует его
летчику возможность первым увидеть противника и первым нанести удар.
C-400 «Триумф»
Российская система ПВО С-400 предназначена для борьбы в воздушными целями нового поколения, например F-22.
Tриумф
– первая в мире система, которая может выборочно работать с
использованием нескольких типов ракет, обладающих различной стартовой
массой и дальностью пуска. Это позволяет создать эшелонированную
оборону – как по высоте, так и по дальности поражения. На конечном
участке траектории основная зенитная ракета комплекса 9М96 может
входить в режим сверхманевренности, когда с помощью газодинамической
системы управления можно достичь перегрузок 20 G за 0,025 с. Ракета
имеет осколочную боевую часть массой 24 кг с управляемым полем
поражения. Она также снабжена системой многоточечного инициирования,
которая вызывает детонацию боевого заряда в определенных точках для
формирования направленного полета осколков.