Как
известно, первый запуск ракеты с жидкостным двигателем был осуществлён
в марте 1926 года в американском штате Массачусетс исследователем
ракетных двигателей Робертом Годдардом. Это событие считают чуть ли не
началом эпохи освоения космоса.
Однако практические
шаги по развитию ракетной техники в тот же период были сделаны и в
Европе, причём более решительные и эффективные, чем в США. Как это ни
прискорбно, но ракетная техника развивалась в Европе в первую очередь
для военных целей. В самом деле, какое дело было Адольфу Гитлеру или
Бенито Муссолини, например, до исследований поверхности Луны или
атмосферы Венеры, если их занимали совсем не космические проблемы? Зато
Гитлер быстро оценил значение ракетного оружия для достижения своих
захватнических целей.
А дело было так. Ещё в июне 1927 года энтузиастом
Германом Обертом было основано "Объединение исследователей космических
путешествий", которое в 1928 году осуществило первый запуск ракеты с
жидкостным двигателем. Топливом для этого двигателя служила смесь
керосина и жидкого кислорода. Затем последовали ещё несколько удачных
запусков. В 1932 году запуск небольшой ракеты «Репульсор» с жидкостным
двигателем демонстрировался под Берлином для представителей германских
вооружённых сил. Запуск прошёл успешно, но на первых порах
правительство Германии не проявило большого интереса к подобным
испытаниям. Однако вскоре Гитлер понял значение ракет для наращивания
военного потенциала. Финансирование ракетных исследований было резко
увеличено, а в департаменте вооружений был создан специальный отдел
ракетной техники. Ясно, что все работы начали проводиться в условиях
строгой секретности. Отдел ракетной техники возглавил офицер Вальтер
Дорнбергер, а его помощником был назначен Вернер фон Браун, который
работал с основателем Объединения Обертом с 1930 года, ещё со
студенческих лет. Известно, какую роль сыграл фон Браун в развитии
ракетной техники в Германии, а после второй мировой войны - в США.
В 1933 году попытка группы Дорнбергера запустить
ракету с двигателем, работавшем на спирте и жидком кислороде,
закончилась неудачей. Фон Браун внёс конструктивные изменения в ракету,
и она под шифром А-2 (Аппарат 2) в 1934 году успешно стартовала и
поднялась на высоту 2,5 км.
Дальнейшая
разработка конструкции ракет и совершенствование испытательной базы всё
больше стимулировались ассигнованиями правительства нацистской Германии
на эти цели. Ракета под шифром А-3 уже представляла собой качественно
новое изделие: на ней был установлен вектор тяги, который
стабилизировал ракету в полёте по всем трём координатам, имелись и
другие конструктивные изменения. испытания ракеты А-3 были в основном
успешными. Было принято решение о дальнейшем развёртывании программы
ракетного вооружения, после чего быстрыми темпами началось
строительство испытательного полигона в Пенемюнде (берег Балтийского
моря) и ракетного завода Миттельверк в Нордхаузене (Тюрингия). В 1937
году оба эти объекта были закончены строительством и начали
действовать, причём на ракетном заводе в то время работали около 12
тысяч человек (по данным британского исследователя Тима Фернисса). По
данным мемориального комплекса "Дора" - на подземном заводе Миттельвек
на севере Нордхаузена во время Второй мировой войны работало более
60-ти тысяч заключенных из расположенного неподалеку концентрационного
лагеря Бухенвальд. Здесь погибло, было уничтожено нацистами 30.000
человек...
В 1942 году в Нордхаузене началось производство ракет нового поколения V-1 ("Фау-1") и
V-2 ("Фау-2"). Ракета Фау-1 представляла
собой беспилотный реактивный самолет-снаряд длиной около 8 м и с
размахом крыльев 5 м, несущий 1000 кг взрывчатки (обычно
тринитротолуола). Горючим компонентом этой ракеты служил бензин с
октановым числом 80 (по другим данным - гидрозингидрат), окислителем
был кислород воздуха. Запускался самолёт-сняряд Фау-1 с земли и летел
по заданному курсу с помощью автопилота. Дальность полёта достигалась
250 км. В задней части фюзеляжа находился двигатель, о котором стоит
сказать подробно. Это был так называемый пульсирующий
воздушно-реактивный двигатель, разработанный инженером Паулем Шмидтом.
Известно, однако, что этот двигатель был разработан не на "пустом
месте". Прототипом этой конструкции был пульсирующий воздушно-реативный
двигатель, который был изобретён в России в 1906 году инженером
В.Караводиным и построен в 1907 году, на что имеются соответствующие
документы, например, привилегия (по-современному - лицензия или
авторское свидетельство) № 15375. Идея пульсирующего
воздушно-реактивного двигателя использовалась и в США во время Первой
мировой войны, когда на фирме "Сперри гироском" была построена летающая
бомба "Bug". Слово "Bug"
(Баг), если пользоваться американским сленгом, можно перевести как
"сумасшествие". Но в 1925 году дальнейшая разработка этого
"сумасшествия" прекратилась из-за нехватки денег. 
|