СССР

Когда речь заходит о бронетанковой технике, созданной в период второй
мировой войны, то, по единодушному мнению военных специалистов, лучшим
танком по комплексу боевых качеств был советский Т-34.
Впрочем, мы можем назвать еще KB и ИС - тяжелые танки. Однако были и
другие боевые гусеничные машины, сыгравшие немалую роль в боевых
действиях и оказавшие существенное воздействие на послевоенное развитие
этого рода войск. Это американский М-4, английский "Центурион",
немецкая "Пантера". У каждого из них были определенные достоинства и
удачные конструктивные решения, которые были использованы создателями
бронетанковой техники. Если попросить специалиста назвать три
лучших в мире танка, созданных в послевоенные годы, то среди них
наверняка будет упомянут советский Т-54. Ведь в нем наиболее полно был осмыслен опыт применения бронетанковой техники во второй мировой войне. "Танк Т-54 отличается достаточной подвижностью, рациональной конфигурацией корпуса и башни и более мощным вооружением,
чем у машин этого класса других государств,- отмечал, к примеру,
западногерманский эксперт Ф. Зенгер-унд-Эттерлин. - Форма башни
заслуживает самой положительной оценки!" ...Усиление бронезащиты танков
и самоходок вермахта в последний период второй мировой войны заставило
советских конструкторов повышать огневую мощь боевых машин, в том числе
наиболее массовых - средних танков.

В 1944 году сотрудники конструкторского бюро Уральского танкового
завода разработали самоходную артиллерийскую установку СУ-100 с
дальнобойной 100-мм пушкой Д-10 С, которая прекрасно зарекомендовала
себя в боях. Было решено поместить Д-10С во вращающуюся башню танка, и
в следующем году изготовили несколько Т-34-100. Но на испытаниях
выявилось неприятное обстоятельство - трансмиссия машины оказалась
слабой для такой артсистемы, экипаж не мог вести огонь на ходу. Однако
опыт, накопленный в ходе создания усиленной тридцатьчетверки, помог при
работе над модернизированным Т-44-100, а также новым танком. После
испытаний и неизбежных доводок его приняли на вооружение под
обозначением "Т-54 образца 1946 года". Простой и технологичный корпус
Т-54 в основном заимствовали у Т-44. Как и у того, на лобовом листе не
было смотровой щели для механика-водителя, а вместо нее на крыше
корпуса установили два призменных, перископических прибора наблюдения
МК-1К. Лобовой лист, став монолитным, лучше переносил попадания
снарядов. Более крупную башню улучшенной конфигурации, у которой
толщина брони в лобовой части достигала 200 мм, также разместили в
центре танка. Она несколько выходила за габариты корпуса, поэтому по
бортам сделали местные утолщения. В цилиндрической маске установили
пушку Д-10Т и спаренный с нею 7,62-мм пулемет СГ-43.

Вертикальная наводка осуществлялась телескопическим шарнирным прицелом
ТШ-20, горизонтальная - электроприводом, управляемым командиром и
наводчиком. Впервые на советском среднем танке установили на турели
зенитный пулемет ДШК, который обслуживал заряжающий. Два курсовых
пулемета СГ-43 разместили не в лобовом листе, а в бронированных коробах
на гусеничных полках, оборудовав их дистанционным управлением. Почти
без изменений применили отработанную на Т-44 схему
моторно-трансмиссионного отделения, но использовали дизель В-54 с
увеличенным крутящим моментом и планетарные, двухступенчатые механизмы
поворота- Напомним, что в танках с бортовыми фрикционами
водители-механики при поворотах должны были неоднократно притормаживать
гусеницу или пробуксовывать фрикцион, перегревая диски. А на Т-54,
поставив рычаг в первое фиксированное положение, можно было
разворачивать машину с постоянным радиусом около 9 м, во второе -
тормозить гусеницу, а в промежуточное - плавно вести танк. Добавим,
планетарный механизм позволял преодолевать без переключения передач
внезапно появлявшиеся препятствия и участки тяжелого грунта- поставив
рычаг в первое положение, механик-водитель увеличивал крутящий момент
на ведущих колесах в 1,42 раза. Хотя Т-54 был тяжелее предшественника,
он отличался лучшими тяговыми и динамическими характеристиками, что
удалось добиться после серьезной переделки ходовой части. Например,
гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и развитыми
грунтозацепами, опорные катки усилили. Для парирования угловых
колебаний впервые в стране на первом и последнем узлах торсионной
подвески поставили лопастные гидроамортизаторы.

В таком виде машину выпускали до модернизации в 1949 году. Статистика
показала, что 90% попаданий в танки приходилось примерно в метре от
земли, а раз так, толщину лобового листа уменьшили. Применили башню с
узкой амбразурой для пушки. На первых Т-54 ее снимали с маской, теперь,
приподняв башню сзади, выкатывали спаренную установку на корму.
Пулеметы на гусеничных полках убрали, а зенитный оборудовали улучшенной
турелью. В силовой установке применили усовершенствованный
мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным
отсосом пыли, а также форсуночный предпусковой подогреватель масла,
сокративший подготовку двигателя к запуску в холодную погоду. Позже
подобными агрегатами оснащали все образцы бронетанковой техники.
Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление машины на
грунт. Спустя два года, в разгар "холодной войны", когда на вооружение
армии США поступило ядерное оружие, Т-54 вновь модифицировали. Новая
полусферическая башня без замана (обратный скос) стала прочнее и проще
в производстве.
На танке появился новый прицел и улучшенные уплотнения трущихся
частей, подшипников и электроприборов, защищавшие их от пыли, а также
детали, к которым крепили трал. В том же году выпустили Т-54А,
оборудованный "Горизонтом" - стабилизатором пушки в вертикальной
плоскости с автоматизированным электроприводом наведения и эжекционным
устройством для продувки ствола - уменьшилась загазованность боевого
отделения после выстрела. Теперь танкисты могли вести прицельный огонь
и на ходу. В силовой установке установили ступенчатый воздухоочиститель
и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима
работы дизеля. В 1952 году провели новую, теперь уже комплексную
модернизацию машины, завершившуюся появлением Т-54Б, отличавшегося от
предыдущих наличием "Циклона" - стабилизатора вооружения в вертикальной
и горизонтальной плоскостях. Это значительно повысило точность огня из
пушки Д-10Т2С с ходу. Места командира, наводчика и механика-водителя
оборудовали инфракрасными приборами ночного видения и ночным прицелом,
Кроме того, пятьдесятчетверки последних серий оснащались комплектом для
самостоятельного форсирования водных преград. Это были
труба-воздухозаборник, крепившаяся на вентиляторе, клапан для выброса
за борт отработавших газов, водоотливной насос, гирокомпас и комплект
для уплотнения крыши моторно-трансмиссионного отделения, маски и погона
башни и амбразур.

Экипированный ими танк мог, что называется, вброд преодолевать реки
глубиной до 5 м и шириной 700 м. С 1954 года небольшой серией
производили командирский Т-54К, имевший в отличие от базового образца
две радиостанции, зарядный агрегат, навигационное оборудование и другую
аппаратуру, из-за которой пришлось несколько уменьшить боекомплект.
Кроме того, двумя годами раньше создали ОТ-54. У него вместо спаренного
с пушкой пулемета стоял автоматический пороховой огнемет АТО-1, а в
носовой части размещался бак, вмещавший 460 л огнесмеси. Она подавалась
в АТО-1, и когда на его поршень давили пороховые газы, образовавшиеся
после последовательного подрыва спецпатронов, он выбрасывал струю
пламени на дистанцию 160 м. Автоматическая перезарядка позволяла
танкистам в буквальном смысле слова вести огонь очередями по 15-20
выстрелов в минуту. С 1946 года Т-54 и его модификации по всем
параметрам превосходили иностранные средние танки, а его орудие было
самым мощным. Лишь спустя 12 лет англичане создали более мощную
танковую пушку калибром 105 мм. На базе пятьдесятчетверки у нас
выпускали самоходную артиллерийскую установку СУ-122, тягач БТС-2 и
подъемный кран СПК-12Г. Производившиеся массовой серией Т-54
поставлялись странам - членам Варшавского Договора и в некоторые
государства Ближнего Востока, где, кстати, успешно прошли боевое
крещение. А в КНР эта машина выпускалась под маркой Т-59.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т-54А |
Боевая масса, т |
36,4 |
Экипаж, чел |
4 |
Размеры |
длина с пушкой вперед 9000
длина корпуса 6040
ширина 3270
высота по крышу башни 2400
клиренс 425 |
Пушка
марка / тип |
Д-10ТГ / НП |
калибр, мм |
100 |
Пулеметы |
зенитный, марка / калибр, мм ДШК / 12.7
спаренный и курсовой 2 х СГ-43 / 7.62 |
Боекомплект |
выстрелов 34
патронов 12.7 мм 200
патронов 7.62 мм 3500 |
Двигатель марка / тип |
В-54 / дизель |
мощность, л.с. |
520 |
Максимальная скорость, км/ч |
50 |
Запас хода, км |
440 |
Удельное давление, кг/см2 |
0.81 |
Препятствия, м |
вертикальная стенка 0.8
ров 2.7
брод 1.4 |
крен и подъем, град |
30 |
|