БТР-40 разрабатывался в Горьком в КБ под руководством В.А. Дедкова с
использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной
проходимости ГАЗ-63. БТР имел компоновочную схему с передним
расположением МТО и с кормовым размещением десанта. Силовую раму
заменял несущий корпус машины, к которому крепились все узлы и
агрегаты. Это позволило снизить общую высоту. Корпус имел две боковые
дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта.
На вооружении БТР состоял 7,62-мм пулемет Горюнова CГМ, который мог
быть установлен на бортовых кронштейнах, на корме, или на трубчатой
штанге, увеличивающей жесткость корпуса. Сварной корпус, открытый
сверху, изготавливался из броневых листов толщиной 6-8 мм.
Карбюраторный двигатель ГАЗ-40 имел повышенную мощность по сравнению с
двигателем базового автомобиля ГАЗ-63. В передней части БТР была
установлена лебедка, имевшая трос длиной 75 м и рассчитанная на силу
тяги 4500 кгс. Доступ к лебедке обеспечивался через бронелюк.
БТР-40 был принят на вооружение в 1950 г. Серийный выпуск машин осуществлялся в 1950-58 гг. на Горьковском автозаводе.
БТР-40А. С 1951 года базе БТР-40 выпускался БТР-40А с зенитной
установкой ЗТПУ-2, установленной в десантном отделении и состоящей из
спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ. Максимальный угол возвышения установки
+90°, угол снижения - 5°. Боевая скорострельность 70 выстрелов в
минуту. Боекомплект составлял 1200 патронов. Для стрельбы по наземным
целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по
воздушным - коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 4
человек.
БТР-40Б. В 1956 г. был разработан бронетранспортер БТР-40Б с
закрытым броневым корпусом, который был принят на вооружение в 1958 г.
и выпускался до 1960 г. ![БТР-40](http://liveguns.ru/files/vehicles/btr40/btr40_03.jpg)
Крыша корпуса изготовлялась из броневых листов с двумя люками,
закрываемыми двухстворчатыми дверцами. В десантном отделении
размещалось 6 человек. В бортах корпуса имелось по две амбразуры для
стрельбы из оружия десанта. В связи с введением броневой крыши пулемет
СГМ устанавливался на переднем или заднем кронштейне корпуса. Стрельба
из пулемета была возможна только при открытых люках.
БТР-40В. В 1957 г. была выпущена небольшая партия машин, получивших
наименование БТР-40В, с централизованной системой регулировки давления
воздуха в шинах. Подвод воздуха к каждому колесу осущесвлялся снаружи,
через ступицу.
БТР-40РХ. На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки
БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного
оборудования для проведения радиационной и химической разведки.
БТР-40 с навесным оборудованием комбинированного хода испытывался в
1969 г. Установка этого оборудования обеспечивала устойчивое движение
машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км/ч, а также возможность
буксировки однотипного БТР. Постановка машины на рельсы и снятие ее с
пути осуществлялись в течение 5-10 минут командой из двух человек с
помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование
не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения
машины по грунтовым дорогам.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Формула |
4х4 |
Боевая масса |
5300кг |
Боевой расчет |
2+8чел |
Длина |
5000 мм |
Ширина |
1900 мм |
Высота |
1830мм |
Двигатель |
карбюраторный, шестицилиндровый ГАЗ-40 |
Мощность двигателя |
78л.с. |
Максимальная скорость |
80км/ч |
Запас хода по шоссе |
285км |
Преодолеваемый подъем |
30град |
Преодолеваемый брод |
1,2м |
|